Катехизация - слово греческое. Означает оно научение основам веры. Для человека, вновь приходящего в Церковь или крещенного в детстве, важно понимать и уметь передать другим, во что мы верим, что составляет основу нашего упования и как устроена церковная жизнь. Многие годы такое обучение было невозможным, что привело к утрате традиции, забвению, а то и искажению основ веры в понимании многих церковных и интересующихся религией людей.

Традиция катехизации существовала в Церкви с самого ее возникновения, об этом свидетельствуют книга Деяний и послания апостолов. На протяжении веков катехизационная практика менялась, обогащаясь опытом Церкви и отвечая на встающие перед ней вопросы. Свои катехизисы создавали о. Сергий Булгаков, архиепископ Павел Финский, епископ А. Семенов-Тянь-Шанский, Владимир Лосский и даже декабрист Муравьев-Апостол.

Еще в начале XIX века свт. Филарет (Дроздов), митрополит Московский (1783-1867) ратовал за развернутую катехизацию на основе Слова Божия и Священного Предания для пробуждения живой веры, глубокого понимания Радостной вести, молитвы и жизни по Евангелию. Написанный им “Пространный христианский катехизис” был утвержден Синодом и издан в 1824 г. небывалым тиражом 18 тыс. экз. Книга эта переиздается доныне, тогда же, в 1828 году, противники церковного просвещения добились ее государева запрета. Использованный ими предлог, увы, не утратил действенности и сегодня. Претензия состояла в том, что Символ веры и молитвы были даны святителем Филаретом в русском переводе. В последующих изданиях все цитирование делалось исключительно на славянском, и даже собственный текст Филарета был подвергнут архаизирующей правке.

Пренебрежение катехизацией было непосредственной причиной того, о чем и в конце XIX века Николай Семенович Лесков с горечью писал что “Русь была крещена, но не просвещена”. События начала XX века показали, сколь неглубока и безответственна может быть чисто внешняя, обрядовая церковность, как легко отказываются от веры и от самого Христа люди, лишь целовавшие крышку Евангелия.

Сегодня как никогда важно помнить, что христианство – вера просвещенных, сознательных людей. Это не путь бегства от мира, но его творческое преображение во всем многообразии и неожиданности проявлений. В наши дни, когда транспорт и информация на глазах меняют картину земли, когда человек покоряет космос и морские глубины, вновь актуально звучит призыв – Познай самого себя. Сегодня мы зачастую больше осведомлены о поверхности Марса и дне океана, нежели о высотах и безднах собственной души. Познание же себя неотделимо от познавая Того, кто сотворил этот мир и любовно подарил его человеку — Своему образу и подобию. Но жизнь, предуготованную нам, нельзя изучать как отвлеченную дисциплину, в нее необходимо входить, приобретая опыт духовного, вневременного бытия в практике повседневных дел. Здесь важно все, и христианский путь требует от человека широты, неведомой иным религиям. Он немыслим без твердого стояния в вере и одновременно предполагает сердечную теплоту и самоотвержение. Требуется особое развитие души, чтобы в каждый момент сохранять живой контакт и с истоками своего упования и с культурой современного мира. Теряя первое, христиане становятся добычей мнимой объективности, заражаются пессимизмом и бессилием перед ужасом бытия. Пренебрегая вторым, рискуют превратиться в еще одну маргинальную группу ограниченных чудаков, не способных не только служить миру закваской, но даже быть воспринятыми этим миром всерьез. Без разговора о Творце, честного и открытого к самым насущным вопросам наступившего дня, Церковь рискует сделаться историко-этнографическим феноменом. А без знания церковного пути и умения следовать святоотеческому опыту, мы утрачиваем многовековой опыт спасения и часто сами начинаем искать поддержки у мира. Именно, поэтому, наряду с христианским осмыслением бытия, крайне важно знать организацию и устав Церкви, ее правила, праздники, историю. Важно уметь дать ответ на конкретно-практический вопрос, рассказать о таинстве, о смысле того или иного установления, растолковать церковно-славянский текст и сделать все это на языке, понятном для современного человека. Путь к этому – через изучение основ веры, познание действия Творца и пути приобщения своей конечной жизни к Его вневременному бытию. И катехизация – лишь первая ступень на пути познания Бога и Его Церкви.

В наши дни катехизационные группы организуют многие приходы, что свидетельствует о возрождении веры. Формы и объем занятий различны, здесь есть место поиску и эксперименту. Где-то доминирует форма дополнительного образования, курсов. Где-то более выражен аспект формирования общины как семьи верующих. И это многообразие промыслительно, оно дает возможность людям разного склада выбрать для себя адекватную форму христианского образования и найти место в приходской жизни.

Протоиерей Александр Борисов В храме свв. бесср. Космы и Дамиана катехизация проходит уже много лет и форма ее также менялась. В сложившемся на сегодня виде она представляет собой годичный (с октября по апрель) цикл еженедельных занятий, при этом лекции и семинары чередуются, давая возможность сначала услышать теоретический материал, а через неделю обсудить его в более узком кругу, задавая свои вопросы, делясь впечатлениями.

Руководит катехизацией и читает лекции настоятель храма, протоиерей Александр Борисов. Занятия ведут прихожане, имеющие опыт христианской жизни. Заканчивается цикл крещением накануне Пасхи. Впрочем, далеко не все участники катехизации приходят на нее ради подготовки к этому таинству, немало и тех, кто, будучи крещен ранее, стремится углубить свою веру, расширить познания о Христе и Церкви.

Мы приглашаем всех желающих принять участие в катехизации. Занятия проходят в храме по четвергам, режим посещения свободный и присоединиться к ним можно в любой момент.