lilit.jpgНаша жизнь состоит из случайностей. Встречи, знакомства, расставания. Все происходит непреднамеренно, независимо от желания человека. Так думают многие, но так ли это на самом деле? Случайно ли ровно год назад, в рождество Богородицы, 20-го сентября моя сестра решила пойти с мамой в церковь? В храм Космы и Дамиана, что в Шубине. Сначала проходишь по Тверской, отражаешься в витринах роскошных и дорогих магазинов и кафе, а потом, сразу за знаменитым книжным «Москва» открывается Храм. Правда, видно его только с угла, если пройти дальше мощный ресторан «Арагви» и памятник Юрию Долгорукому почти полностью загораживают его. Лишь колокольный звон прорывается наружу. Мама начала ходить в «Косму и Дамиана» после смерти моей тети, жены маминого брата. Ее там крестили, и в память о ней мы тоже иногда заходили туда, поставить свечку. Обычно этим и ограничивались наши посещения, ходить на службу мы не привыкли, особенно в русскую церковь. Поэтому решение Ани, так зовут мою сестру, пойти вместе с мамой показалось мне, по меньшей мере, странным.

– Ты представляешь, так и сказал! – Не унималась она вечером, вернувшись со службы.

Проповедь настоятеля поразила ее, особенно потому, что в самом конце он объявил о маленьком котенке, вполне здоровом и симпатичном, которому требуется хозяин. Котенок родился трехцветным, это был знак божественной любви.

– Котенок! – радостно вскрикивала Аня и бегала по квартире. Умилению ее не было предела.

Котенка мы не взяли, но решили, попробовать походить на катехизацию, которая начиналась в этом храме буквально через несколько дней. «Ну, послушаю пару лекций, – подумала я, – все равно делать особенно нечего». Вот так вот маленькое существо породы кошачьих сыграло судьбоносную роль в моей жизни. Начались семинары и лекции.

О существовании семинаров я поначалу не догадывалась. Рассчитывала, что буду просто тихо ходить на лекции, чинно сидеть и слушать. Семинар, это уже совсем другой тип работы, тут придется участвовать, говорить что-то время от времени. Напряженно. Но я все же решила попробовать. Мы договорились с сестрой, что даже если окажемся в разных группах, ничего страшного не произойдет, наоборот, интересно. Отец Александр сказал, что нужно будет вытянуть бумажку с циферкой, таким и будет номер группы. Моя сестра очень смелый человек, она всегда первой бросается в бой, первой она подошла к женщине, у которой были все эти бумажки с циферками, и решительно протянула руку. Женщина задумчиво посмотрела на нее и через несколько мгновений произнесла: «Вам, наверное, в молодежную группу». Так мы и оказались на семинаре Саши Кремлева и Пети Дмитриевского.

Сейчас, когда мы уже довольно хорошо знаем друг друга и встречаемся каждую неделю, как старые приятели, странно вспоминать то мое состояние, состояние первого знакомства. Я не просто схожусь с людьми. Мне сложно сразу среди незнакомых почувствовать себя в своей тарелке, почему-то хочется показать всем, и в первую очередь самой себе, что я необычная, что все, о чем здесь говорится, знаю итак, понимаю и глубоко чувствую. В каждом вопросе, при каждом обсуждении я не всегда решалась высказаться первой, но когда звучал правильный ответ, точнее тот, которого придерживался руководитель семинара, я с удовлетворением отмечала про себя, что именно это и собиралась сказать.

Однако, хотя пришла я в храм впервые и ни с кем здесь не была знакома, ни на лекциях, ни на семинарах у меня не было ощущения полного отчуждения от происходящего. Среда, в которую я попала, не была для меня абсолютно чужой, незнакомой. Я не встретила узости и ограниченности поклонения мертвому ритуалу, полного отрицания живого мира. К сожалению, так многие думают о церкви. Наоборот, мир, во всей своей полноте, оказался здесь, в храме, а не за его стенами. Приход в храм был не поворотом спиной к жизни, напротив, все приобретало смысл, все становилось живым.

Через какое-то время, я несколько попривыкла к людям с моего семинара и разглядела вдруг, что вокруг меня художники, психологи, филологи, преподаватели, даже переводчики – люди исключительно творческих и интеллигентных профессий. Я могу существовать не только в подобном обществе, но ощущение, что мы где-то, когда-то уже были знакомы, не покидает меня до сих пор. Раз в две недели мы собирались вечерами, пили чай и говорили о завете Бога с Авраамом, о жертве, принесенной вместо Исаака, об обмане и бегстве Иакова и о том, как невнимателен он был, позволив Лавану так жестоко обмануть себя и привести в брачный шатер не любимую Рахиль, а некрасивую Лию. Мы следили по карте за путем Моисея, выводившего свой народ из Египта, и поражались слепоте и надменности фараона, считавшего себя Богом.

– Ну, как, ну он не понимал разве? – Возмущался один молодой человек, кажется преподаватель физики в школе. – Разве можно считать себя Богом?

Саша терпеливо объяснял, что при определенном воспитании и соответствующем поведении окружающих, можно возомнить себя и Богом. А Петя рассказал, что Япония долго не могла капитулировать во время Второй мировой войны именно потому, что император у них считается Богом, а Бог капитулировать не может. Но он все-таки подписал эту бумажку, и по стране прошла волна самоубийств. Вот какие истории случались и в XX-ом веке.

А потом наступило Рождество, и начались долгие рождественские каникулы. Раньше в нашей стране этот праздник почти не замечали, да и сейчас, не могу не отметить, Новый Год больше в цене, зато каникулы теперь почти такие же по длине как в любой другой западной стране, как в Европе, одним словом. И на нашей катехизации наступил перерыв в занятиях. Как же долго он тянулся! Помнится, тогда я в первый раз решила пойти в храм не просто на встречу и чаепитие, а на службу. Захотелось побыть там, посидеть на скамеечке в уголке, поприсутствовать.

Первая лекция после каникул была посвящена уже «Новому завету», она разительно отличалась от всех предыдущих. В храме, где проходила лекция, стояла полная тишина, такой, мне казалось, не было раньше, и звучал голос отца Александра. Он говорил как всегда очень просто и проникновенно. Он говорил о служении нашего Господа и о том, что мы всей своей жизнью должны доказать нашу преданность и любовь к Нему. Пожалуй, в первый раз это была не лекция, а проповедь. Конечно, разве можно было после Рождества продолжать говорить о Ветхом завете, когда уже наступил Новый.

На семинаре Саша нам сразу же заявил, что говорить теперь будет не он, а мы. Больше не будет явного лидера, которого остальные должны только слушать, все должны активно участвовать в обсуждениях. Однако руководителем он все-таки остался. Совсем без пастыря мы не могли, даже чтобы выразить собственную мысль надо, чтобы кто-то натолкнул на нее.

На первом семинаре по «Новому завету» мы начали читать Евангелие. На столе горела лампа, верхний свет был приглушен. Атмосфера сакральности, причастности к тайне. Решили читать от Луки, так посоветовал отец Александр. В этом Евангелии наиболее последовательно изложены события, оно лучше для восприятия тем, кто в первый раз решается взяться за эту книгу. Дома я перечитала все четыре Евангелия. Видимо, я не была единственной, потому что вопросы на семинарах часто задавались не только по Евангелию от Луки. «А почему у Матфея написано, что Иисус поднялся на гору, чтобы говорить Нагорную проповедь, а у Луки он встал на ровном месте?» – Спрашивал кто-то. «Ну, ошибся евангелист, – устало отвечал ведущий, – не это, наверное, главное в Нагорной проповеди».

Иногда вопросы задавал Саша.

– А как вы думаете, повезло апостолам, что они встретили мессию?

Каверзный вопрос, но мы все готовы были ответить на него утвердительно. Так вдохновенно проходили наши занятия, разве можно было сказать нет.

– Да! – Громко произнесла я.

– Ну, конечно, да. Но если посмотреть с простой, земной позиции… Всем ведь хочется хорошей, спокойной жизни.

Мы протестующе загудели, мы не могли с этим согласиться.

– Лучше прожить интересную жизнь… – Уверенно начал один мальчик, но он не успел досказать.

– И быть распятым вниз головой. – Жестко докончил Петя.

Легко быть апостолом в уютной комнате за чашкой чая.

Мы потом еще много говорили об учениках Иисуса Христа. Они стали для нас живыми людьми. Ярче всех был виден Петр. Порывистый, вспыльчивый, горячий, как в фильме Дзефферелли «Иисус из Назарета». Он первым пал на колени перед Господом, сказав: «Отойди от меня, я слишком грешен». Первым хотел идти по воде, жарко говорил о своей верности, отрекался и первым, после Магдалины, был удостоен встречи с воскресшим Христом. А в конце Евангелия от Иоанна, при море Тивериадском, Петр прыгает в воду в нетерпении, чтобы поскорей доплыть до берега, где ждет Господь, хотя они были не далеко от земли и остальные ученики причалили на лодке.

Прошла зима, наступила весна, Пасха была не за горами. На лекциях мы узнали, что перед праздником те, кто хотят креститься, могут это сделать, и что катехизация после этого естественно закончится. Смешно, но в нашей молодежной группе креститься никто не собирался, все и так были крещенными. Расставаться не хотелось.

– А наши семинары тоже прекратятся, как и лекции, – робко спросила я однажды.

– Да, хотелось бы продолжить, – поддержала меня еще одна девочка.

– Как хотите, как хотите, – почти равнодушно ответил Саша.

И мы захотели.

Наша маленькая группа продолжает встречаться и читать Евангелие. Правда теперь по средам, а не по четвергам. Не все, кто посещал лекции и семинары, ходят на эти встречи, но кто-то остался. Мы остались. И теперь мне часто думается, неужели простая случайность свела нас вместе? Точно знаю, что нет. Мы все стремились к этому, мы не могли не встретиться.

© Лилит Базян